Отсутствие флаттера самолета МС-21 с крылом из российских композитов доказано экспериментально с помощью модели.
Замена иностранного материала на отечественный (необходимость, возникшая как следствие санкций 2018 года) привела к изменениям в изгибной и крутильной жесткостях, а также в распределении массово-инерционных характеристик композитного крыла перспективного российского среднемагистрального самолета.
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) создали и испытали динамически подобную модель самолета нового поколения МС-21 с крылом из российских полимерных композиционных материалов. Она предназначена для испытаний на флаттер (англ. от flutter – дрожание, вибрация) – опасное явление в аэроупругости, при котором может произойти разрушение несущих поверхностей летательного аппарата или его органов управления.
Модель успешно прошла комплекс испытаний. На первом этапе специалисты института провели наземные частотные и жесткостные испытания. Это подтвердило соответствие динамически подобной модели натурной конструкции. Вторым этапом стали испытания на флаттер в аэродинамической трубе Т-104. Их цель – оценить изменение критической скорости флаттера самолета с крылом из отечественных полимерных композиционных материалов. В итоге отсутствие флаттера в летном диапазоне скоростей и наличие необходимых запасов по флаттеру доказано экспериментально.
Перед нами стояла задача разработать динамически подобную модель, соответствующую обновленным упруго-массовым характеристикам по крылу из отечественных композитов. Применение нового материала привело к изменениям в изгибной и крутильной жесткостях, а также в распределении массово-инерционных характеристик крыла. В результате мы создали модель, соответствующую натурной конструкции, с учетом масштабов моделирования, – рассказывает научный сотрудник научно-исследовательского комплекса прочности летательных аппаратов ФАУ ЦАГИ Антон Долгополов.
В разработке модели принимали участие специалисты ЦАГИ совместно с представителями разработчика – корпорации Иркут, а также и РСК МиГ. Ее масштаб – 1:7, размах крыла – 5,19 м, вес – 219 кг.
МС-21 – среднемагистральный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пасс., ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Крыло из композиционных материалов впервые в мире создано для узкофюзеляжных самолетов вместимостью свыше 130 пасс.
МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 в настоящее время проходит программу летных сертификационных испытаний, на нем выполнено 100 полетов (из 240 необходимых). – Aviatechmas.ru
Рейтинг
статьи