Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) продолжает разработку новых технических решений, ориентированных на повышение эффективности существующих и новых винтокрылых летательных аппаратов, в том числе и конвертопланной схемы.
В интересах исследований в ЦАГИ была спроектирована, разработана, изготовлена и испытана в гидродинамической трубе модель перспективного конвертоплана.
Конвертоплан – это аппарат, способный вертикально взлетать и садиться подобно вертолету. При этом горизонтальный полет совершается в самолетном режиме.
На первом этапе сотрудниками института была спроектирована и изготовлена модель летательного аппарата. Модель выполнена по аддитивной технологии селективного лазерного сплавления специального российского порошкового материала из нержавеющей стали. Возможности технологии позволили реализовать модель с минимальным количеством сборочных компонентов. Конструкция содержит сложную систему внутренних каналов диаметром до 0,5 мм. Они проходят внутри фюзеляжа и выходят на концах вращающихся лопастей.
Следующим этапом стали эксперименты в гидродинамической трубе ГДТ-400. Цель испытаний – визуализация обтекания модели конвертоплана методом подкрашенных струек на различных режимах его полета (висение вблизи земли, полет по-вертолетному, переходный режим, полет по-самолетному) в широком диапазоне углов атаки, скольжения. Исследования проводились при различных значениях относительной скорости потока.
Специалисты изучили концевые вихри, образующиеся на несуще-тянущих винтах, их положение относительно элементов модели и области взаимодействия с крылом и хвостовым оперением на различных режимах полета.
В дальнейшем полученные данные используют для испытаний конвертопланов в аэродинамической трубе. Ожидается, что разработанная технология изготовления моделей и методика испытаний найдут применение в исследованиях перспективных винтокрылых летательных аппаратов различных схем.
Конвертопланы могут применяться для мониторинга экологической обстановки, патрулирования акватории прибрежных вод, в том числе арктических, картографирования местности и наблюдения за техническим состоянием различных объектов.
В настоящее время разработчиком единственного реального проекта гражданского конвертоплана – AW609 является итальянская компания Leonardo. – Aviatechmas.ru
Рейтинг
статьи