Паровой аэроплан Ленгли

Военные круги США следили за первыми шагами аэропланов в Европе и поддержали одну из значительных попыток разрешить проблему аэроплана, которая была предложена профессором Смитсоновского института в Вашингтоне – Сэмюэлем Пирпонт Ленгли (1834-1906) – астрономом, физиком, изобретателем болометра и пионером авиации. Он окончил Бостонскую латинскую школу, был ассистентом в обсерватории колледжа Гарварда, затем преподавал математику в Военно-морской академии США.

Модели аэроплана Ленгли   Ленгли построил одну за другой четыре модели с паровыми двигателями. Его модель (1893 г.) с паровым двигателем весила в общей сложности около 4,5 кг.   Но эта модель не удовлетворила изобретателя, и только весной 1896 г. он мог опробовать свою пятую модель, совершившую блестящий полет. Этот успех был связан в первую очередь с легкой паровой машиной, которую сумел построить Ленгли, развивавшей мощность до 1 л. с. при давлении пара от 8 до 10,5 ат.   Ленгли выбрал компаундную схему паровой машины, основные размеры которой были: диаметр цилиндра высокого давления 33 мм, длина цилиндра 88 мм, ход поршня 70 мм, высота поршня 11 мм, длина крейцкопфа 17,5 мм, длина шатуна 150 мм, диаметр шейки главного вала 8 мм, ход золотника 13 мм. Двигатель весил 464 г, а вся силовая установка 2,9 кг на 1 л. с., что являлось большим достижением в создании легковесной паровой машины.   Этому способствовал сконструированный Ленгли небольшой водотрубный котел с быстрым парообразованием. Котел отапливался «нефтью» и имел запас воды на 5 минут полета. Такой котел весил вместе с топкой около 2,5 кг и мог развивать давление пара в 8-11 ат. Паровой двигатель и котел были установлены на пятом аппарате Ленгли. Аппарат имел продольную ось из стальной трубы, на которой были укреплены две пары V-образных крыльев размахом 4,27 м; длина всего аппарата 4,66 м.   Пятая модель (рис. 3.19) имела хвост устойчивости, состоявший из одной горизонтальной и одной вертикальной плоскостей. Два винта двухлопастные, диаметром 1,2 м, они могли делать 1200 об/мин.   Непилотируемая модель № 5 6 мая 1896 г. пролетела почти километр после запуска с барки на реке Потомак. Предварительное ускорение аппарат получал от движения вагонетки, отталкиваемой пружиной.

Вагонетка, достигнув края платформы, останавливалась, а аппарат снимался и продолжал свободный полет. Момент полета модели показан на рисунке 3.20. Двумя днями позже опыт был повторен, причем модель пролетела уже 1600 м, продержавшись в воздухе 1 мин 45 сек. Рисунок 3.19 – Конструктивная схема модели аэроплана Ленгли Фотограф Грэхэм Белл так прокомментировал этот полет: «Aerodrome сначала взлетел против ветра, перемещаясь с замечательной устойчивостью, а затем стал лететь по окружности диаметром 100 ярдов с постоянным набором высоты, пока не закончился пар. После полета, продолжавшегося около полутора минут, на высоте от 80 до 100 футов пропеллер перестал вращаться, и самолет к моему удивлению не упал, а начал мягко и медленно планировать, пока не приземлился без какого – либо столкновения с поверхностью так, что можно было провести новый эксперимент». Хайрем Максим высоко отзывался об этом опыте Ленгли, считая, что модель «держалась устойчиво в воздухе, не поднимаясь впереди и затем, не опрокидываясь назад и не ныряя во время движения вперед». Аэроплан Ленгли После удачного опробования моделей (названных Ленгли – «Аэродром») 8 августа 1903 г. Ленгли приступил к постройке аэроплана, пригодного для поднятия человека. Работами Ленгли заинтересовалось военное ведомство Соединенных штатов. В 1898 г. специальной комиссии было поручено ознакомиться с моделями и устройством «Аэродрома» Ленгли. После положительного отзыва комиссии Управление артиллерией и фортификацией 9 ноября 1898 г. выдало Ленгли 25000 долларов. Благодаря этой финансовой поддержке, а также ассигнованиям Смитсоновского института, Ленгли развернул работы над своим «Аэродромом». Плавучий аэродром для аэропланов Ленгли Летом 1903 г. аэроплан был построен в натуральную величину. Конструктивная схема аэроплана представлена на рисунке 3.21. Основные силовые элементы были выполнены из стальных трубок. Общая площадь несущих поверхностей составляла 97 м 2 . Весил аппарат около 730 фунтов. Аэроплан имел два пропеллера толкающего типа, расположенных между обеими парами несущих поверхностей. 15 июля 1903 г. аэроплан был, в основном, закончен. Серьезной проблемой, которая значительно задержала постройку самолета и сильно увеличила его стоимость, стал двигатель. Ленгли отказался от паровой машины и решил использовать двигатель внутреннего сгорания. Рисунок 3.21 – Конструктивная схема пилотируемого аэроплана Ленгли – Фото «Aerodrome-А» Работы Ленгли над пилотируемым аэропланом, естественно, затормозились. Он развернул свою деятельность в направлении создания авиационного двигателя внутреннего сгорания с привлечением своего ассистента Мэнли. Этот жизненный этап деятельности Сэмюэля Пирпонт Ленгли и Чарльза Мэнли будет представлен в последующих статьях.

4 1 голос

Рейтинг
статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии