Фаянсовые и фарфоровые массы

Массы современных фаянса и фарфора отличаются очень тонким помолом исходных компонентов, сравнительно высокой температурой обжига, а обожженный черепок — тонким строением. Изделия из таких масс часто называют тонкой керамикой, что, естественно, не имеет ничего общего с толщиной стенок изделия.

Заметим, что художники иногда определяют словом «керамика» лишь те изделия, которые имеют окрашенный глинистый черепок, а, например, фарфор выделяют из общего понятия «керамика», не причисляя его к ней.[ushka=podcut] Это неправильно. Лучше назвать «грубая» и «тонкая керамика», хотя и здесь имеется свое подразделение.

В настоящее время фаянс и фарфор делят на мягкий и твердый.

1. Известково-шамотный фаянс (для литья). Эта масса может идти для изготовления декоративных изделий с довольно белым черепком, получаемых литьем. Масса проходит через сито 3600 отв/см2. В качестве электролита добавляется 0,2% соды. При обжиге до 900—950°С дает усадку около 7%. Водопоглощение — 19—20%. Добавка извести способствует использованию глазурей разнообразного состава, что важно при учебных работах. Обжиг массы при более высоких температурах (до 1150—1200°С) дает плотный черепок без деформации.

2. Глинистые фаянсы (старинные). По характеру черепка они близки к гончарным изделиям, но цвет черепка чаще всего светло-желтоватый. По сравнению с гончарными изделиями они тонкозернисты в изломе, но имеют низкую термическую стойкость, которая повышается, если кварц предварительно обожжен. Для изделий из такого фаянса применяются как прозрачные, так и глухие глазури. Обжиг производится при 920—960°С. Эти фаянсы относятся к группе мягких фаянсов.

3. Твердый фаянс. В приведенном примере (средний состав) как бы отсутствует полевой шпат. Однако известное его количество находится в применяемой, типа часовъярской, глине. В ряде других так называемых полевошпатовых фаянсов он присутствует в количестве от 5 до 15%. Пористость фаянса достигает примерно 12% (водопоглощение). Это требует для бытового фаянса хорошо пригнанных к черепку глазурей. Для него характерен двукратный обжиг, причем первый (до глазурования) производят при более высокой температуре— 1250—1280°С, а второй, политой, — при 1100—1180°С. Объясняется это тем, что используемые для фаянса глазури сравнительно легкоплавки, что, в свою очередь, способствует применению весьма широкой палитры подглазурных красок. Измельчение масс контролируется ситом 4900 отв/см2, на котором допускается не проходящий через сито остаток 3—4% и меньше. Фаянсовые массы достаточно пластичны.

Известны составы ряда фаянсов, например голландский фаянс (Дельфт, XVI—XVII вв.), более поздний английский фаянс и др.

4. Сервизный фарфор. Наибольшая прелесть фарфора заключается в его просвечиваемости. Она достигается введением в массу значительного количества плавня: полевого шпата, пегматита и др. В массу для уникальных художественных изделий из так называемого твердого фарфора (европейского) вводят до 28% полевого шпата.

После обжига фарфора при 1380—1400°С в шлифе, сделанном из него, под микроскопом обнаруживают значительное количество полевошпатового стекла. В неглазурованном виде он не пропускает воду. Вторым его преимуществом является белизна готового черепка .(«белья»), что создает хорошее поле для «живописи».

Фарфоровые массы в основном менее пластичны, чем фаянсовые. Твердый фарфор покрывают глазурями, близкими по своему составу к самой массе фарфора (см. гл. 19), а поэтому, в противоположность фаянсам, на фарфоре весьма редко возникает цек. Он подвергается двукратному обжигу: на утель — примерно при 900°С, а затем с глазурью — при 1380—1400°С. Помол массы более тонкий, чем у фаянса, и контролируется ситом 10 000 отв/см2, на котором может оставаться не больше 1—2% остатка.

5. Мягкий фарфор для скульптурных изделий. Этот фарфор содержит большое количество полевого шпата, а потому температура обжига его значительно ниже, чем твердого фарфора, т.е. 1250—1280°С.

В мягкий просвечивающий фарфор или специальный технический, например радиофарфор, полевого шпата вводят от 30 до 36%, в силу чего его и называют «мягким». Буквального значения это название не имеет, при остывании он вполне тверд.

6. Английский мягкий костяной фарфор. Подобный фарфор обжигается по фаянсовой схеме: первый обжиг (утельный) идет при 1230°С, а некоторые виды мягкого фарфора — при более высокой температуре; Второй обжиг, в силу применения легкоплавких борносвинцовых глазурей, идет при 1080—1140°С. Костяной фарфор содержит много фосфорнокислого кальция (костяной муки), обладает большой просвечиваемостью и исключительно декоративен.

Сходный с ним, но весьма богатый полевым шпатом, фарфор, обожженный до спекания («на бисквит»), в неглазурованном виде называется парианом. Формование изделий из подобных масс производится в основном путем отливки в гипсовых формах. Масса довольно легко деформируется при обжиге. Частично самоглазуруясь, такой фарфор приобретает слегка блестящую поверхность, не «разбивающую» композицию формы.

7. Французский мягкий фриттовый фарфор. Родиной этого сильно просвечивающего фарфора, называемого иногда «искусственным», является Севрская мануфактура во Франции. В нем очень мало пластичных материалов; кроме кварца, почти нет знакомых нам фарфоровых компонентов. Он обжигается по фаянсовой схеме: сначала при высокой температуре 1120—1300°С, а затем, в зависимости от плавкости глазурей, очень часто свинцовых, — при более низкой. Формование производится главным образом методом литья. При пластическом формовании необходимо вводить в массу клеящие добавки.

0 0 голоса

Рейтинг
статьи

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии